СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ...

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей и подростков школы.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

  1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты.
  2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.
  3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнение новым поколением учителей.
  4. Развитие инновационной деятельности. Создание модели разноуровнего обучения.
  5. Приоритет здорового образа жизни. Формирование философии «Здоровая школа в здоровье каждого»: от желаемого к необходимому.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ

Для внедрения в практику определенных выше направлений в школе уже имеются необходимые условия.

Преимущества.

1) Профессионально подготовленный педагогический коллектив. Сегодня в школе % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 24 % - первую, 29 % - вторую квалификационную категорию. За последние 5 лет все педагоги прошли курсовую подготовку. Учителя школы постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуя в работе методической службы школы, города, региона. Представляют результаты своей работы в конкурсах различных уровней.

2) Разнообразный по своему содержанию и достаточно эффективный опыт различных нововведений:

- экспериментальная работа по введению в образовательный процесс школы учебного предмета программы «Спортивный выбор» (с 2008 г.);

- экспериментальная работа по введению и апробации нового содержания образования предметов естественнонаучного цикла (с 2009 г.);

- участие в инновационном Проекте «Школа – эффективная информационная среда» (с 2011 г.)

- обучение школьников приемам исследовательской деятельности и осуществление работы над исследовательскими проектами;

- создание условий для дифференциации содержания;

- использование в педагогической практике технологии разноуровнего обучения, современного урока, интеграции в обучении, метода проектов;

- обучение учащихся методам поисковой работы, результатом которой явилось создание краеведческого музея, системы патриотического воспитания учеников;

- организация работы органов школьного самоуправления

-  развитие системы личностных отношений участников образовательного процесса посредством существующих в школе традиций: предметных декад, праздников: Первого и Последнего звонка, День Знаний, День Учителя, «Салют Победа!» проведение   дня самоуправления, недели безопасности дорожного движения, уроков мужества, военизированной эстафеты, «Зарницы», дней здоровья, спортивных соревнований.

3)      Внедрение системы морального и материального стимулирования для поддержки лучших учителей

4) Развивающаяся материально-техническая и учебно-методическая база:

В здании школы - 4 спортивных зала, тренажёрный зал, кабинет мониторинга здоровья учащихся,  актовый зал, столовая – центр здорового питания, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, мультисенсорная комната, библиотека, музей «Свирская победа», музейная комната «Материальная культура и быт народов Поволжья»,  мастерские по обработке древесины и металла со станочным оборудованием и инструментами, швейная мастерская со всем технологическим оборудованием, 2 стационарных компьютерных класса, мобильный компьютерный класс, лингафонный кабинет, кабинет компьютерного мониторинга здоровья учащихся, мультисенсорный кабинет психологической разгрузки.

     В школе функционируют учебных кабинета: из них 8 - начальной школы, 6 - для преподавания уроков русского языка и литературы, 6 - кабинетов математики, 6 - иностранных языков, 2 - кабинета истории, физики, химии, биологии, музыки,   ОБЖ, 2 кабинета   для учащихся, посещающих группу продленного дня. Психолог и социальный педагог свои индивидуальные занятия проводят в отдельных кабинетах.   Во всем здании школы произведен ремонт, полностью заменено освещение, оборудование в столовой, частично - мебель в отдельных учебных кабинетах.

     Для обеспечения открытости нашего образовательного учреждения функционирует школьный сайт. Вся компьютерная техника школы   подключена к сети Интернет, функционирует система wi-fi.

   С целью оптимизации педагогического процесса и повышения качества обучения школьников, развития познавательного интереса, воображения и творческих способностей учащихся в школе оборудованы компьютерные класса, оснащенные 28 современными компьютерами, интерактивной доской, мультимедийной техникой. Компьютеры и мультимедийная техника установлены в кабинетах истории, математики, русского языка, биологии, начальной школы, ОБЖ, компьютеры – в библиотеке, кабинетах химии, физики, английского языка. В школе имеются 6 плазменных телевизоров, 10 магнитофонов, 6 музыкальных центра, цифровой фотоаппарат. Школа обеспечена спортивным оборудованием и инвентарем.

 5) Заинтересованность родителей в работе школы.

Родители входят в состав Наблюдательного совета, общешкольного родительского комитета. В школе функционирует родительский лекторий, во всех классах введен консультационный час, на котором родители решают вопросы обучения своего ребенка в индивидуальном порядке.

Уровень удовлетворенности работой школы проявляется в результатах анкетирования родительской общественности.

Недостатки.

Вместе с тем, выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена стратегия развития школы. Это противоречия между:

1) ориентацией школьного образования на воспроизведение готовых знаний, недостаточное использование поиска творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;

2) необходимостью развития желания школьников заботиться о своем здоровье и семейным воспитанием, социальным окружением, постоянной перегрузкой учащихся;

3) педагоги, родители, учащиеся не вполне готовы к восприятию идей индивидуализации образовательных траекторий, ответственного выбора учащимися и их семьями учебных планов.

Выводы

В настоящий момент в школе сложились объективные предпосылки для реализации модернизационных изменений. Педагогический коллектив, родительская общественность нуждаются в точном определении основных стратегических направлений развития.

           При правильном использовании ресурсов развития школы, следовании приоритетным направлениям предлагаемой стратегии возможен переход школы в качественно иное состояние. Это потребует интенсификации методической работы, существенной модернизации нормативно-правовой базы, изменения организационно-управленческой модели образовательного процесса.

       Стратегией развития школы должна быть поэтапная эволюционная модернизация, т.е. реализация тех новообразований, которые соответствуют современным требованиям.

 

Модернизация начальной школы (1-3 класс, 5 класс в рамках ФГОС)

Данное направление связано прежде всего с включением учителей, учащихся и родителей в процесс освоения стандартов II поколения.

Задачи данного направления:

1. Изучение и апробация методов согласования запросов участников образовательного процесса.

2. Разработка и апробация программы воспитания и социализации учащихся.

3. Переход на новый базисный образовательный план.

4. Освоение и реализация методов формирования и оценки универсальных учебных действий.

   Основным механизмом реализации данного направления должна стать методическая работа внедренческого типа, основанная на поэтапном повышении квалификации, изменении нормативно-правовой базы, изменении функциональных требований к педагогам начальной школы.

Модернизация основной школы

Данное направление связано с перспективой перехода на новые образовательные стандарты, в которых ведущими требованиями к результатам освоения программ основной школы являются следующие:

  • формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;

       подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории;

Данные направления требуют существенных модернизационных изменений, которые должны иметь своих носителей. При принятии стандартов второго поколения в основной школе потребуется коренная перестройка образовательного процесса как основного так и дополнительного образования, согласованная с модернизацией педагогических технологий. В то же время, коллектив школы, как, впрочем, и практически все коллективы общеобразовательных школ России, не в полной мере готов к данным преобразованиям. Именно потому начинать модернизацию основной школы следует с модернизации предпрофильной подготовки в 8-9 классах.

1)      введение системы тьюторского сопровождения в 8-9 классах;

2)      реализация системы курсов по выбору, создающей предпосылки для рационального, осознанного выбора выпускником основной школы и его родителями образовательной траектории (включая учреждения НПО, СПО, ВПО);

3)      введение системы социальных проб и практик, проектной и исследовательской деятельности учащихся для развития компетентности индивидуальной и коллективной самоорганизации.

Освоение данных инновационных для школы элементов в течение 2010-2014 г.г. позволит впоследствии распространить реализацию стратегических идей модернизации основной школы на параллели 5-7 классов.

Для реализации данного направления в школе должна быть создана проектная группа, включающая представителей администрации, учителей и педагогов дополнительного образования, классных руководителей и/или тьюторов.

Модернизация старшей ступени школы

На старшей ступени школы стратегическим направлением является поэтапный переход к модели индивидуальных учебных планов, позволяющей реализовать профильную образовательную услугу для максимально большего числа учащихся и их семей. Данный переход должен осуществляться поэтапно, поскольку, как отмечалось выше, учащиеся, родители и педагоги не вполне готовы к индивидуализации образовательных траекторий, основанной на ответственном выборе учащихся. Именно поэтому реализация данного направления должна иметь этапность, в ходе которой увеличивается степень индивидуализации образовательных траекторий:

I этап. 2011-2012 учебный год.

Продолжение:

  • ·        в параллели 1,2,3, 5 классов разработку модели деятельностного подхода в обучении по новому стандарту;
  • ·        в параллели 9-х классов модели предпрофильных учебных групп различной направленности;
  • ·        создание и реализация в 10-ом классе модели физико – математического профиля обучения (вариативность - 8 часов)

II этап. 2012-2013 учебный год.

Продолжение:

  • ·        в параллели 1,2,3 классов разработку модели деятельностного подхода в обучении по новому стандарту;
  • ·        в параллели 5 классов разработку модели деятельностного подхода в обучении по новому стандарту
  • ·        модели физико – математического профиля обучения в 11 классе,
  • ·        создание в 10 классе (вариативность - 16 часов)

III этап. 2013-2014 учебный год. Реализация полноценной модели индивидуальных учебных планов физико – математического профиля обучения в параллелях 10 и 11 классов (вариативность – 16 часов).

В ходе реализации данного направления потребуется решение следующих основных задач:

  • ·         Освоение учащимися, родителями и педагогами механизмов выбора учебного плана.
  • ·         Освоение педагогами базового и профильного стандартов, а также соответствующих УМК и систем оценивания.
  • ·         Введение поточного изучения предметов на базовом уровне.
  • ·         Переход на электронные механизмы документооборота, регламентирующего образовательный процесс в старшей школе (расписание, журналы, дневники, договоры с родителями, положения о текущей аттестации и др.).
  • ·         Освоение логистических методик организации ученических потоков в системе индивидуальных учебных планов.
  • ·         Введение технологий тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Для реализации данного стратегического направления в школе должна быть создана проектная группа, включающая представителей администрации, педагогов, которые будут вести предметы на профильном и базовом уровне, учителей, потенциально готовых к переходу на технологии тьюторской деятельности. Данная группа должна разработать проект реализации модели профильного обучения, который должен быть легитимизирован, с одной стороны, Наблюдательным советом школы, с другой — муниципальным органом Управления образованием.

 

Работа с одаренными детьми.

  1. Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы;
  2. Создать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ;
  3. Моделировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности;
  4. Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических и научных изданиях, в местной и областной прессе;
  5. Выявить реальные потребности учащихся, трансформировать эти потребности в содержание деятельности. 

Работа с кадрами.

  1. Создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.
  2. Совершенствование системы поощрения творчески активно работающих сотрудников.
  3. Создание комфортных здоровьесберегающих условий для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы, формирование нового профессионального мышления.
  4. Создание психологических комфортных условий.
  5. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса:
  • Совершенствование учебных планов и программ по предметам.
  • Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;
  • Возрождение традиций общественного воспитания, нравственного кодекса, учитывая историко-культурное своеобразие района, его социально-экономических условий;
  • Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

 

Инновационная деятельность.

  1. Создание модели разноуровнего обучения школьника через установление равного доступа к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, а также существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
  2. Создание единого информационного пространства учебного заведения, путем максимальной компьютеризации и интернетизации учебно-воспитательного процесса.

Формирование физически здоровой личности.

  1. Укрепление физического, психического и духовного здоровья учащихся.
  2. Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.
  4. Совершенствование организации питания учащихся.
  5. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегические направления развития школы требуют проектной, программной, методической проработки. В течение 2011 года требуется разработка новой программы развития школы, конкретизирующей реализацию данной стратегии.

В разработке этой программы должны принять участие педагоги и администрация школы, представители Управляющего совета, общественных организаций.

В структуру программы развития должны войти:

  • ·         разделы, посвященные комплексному проблемному анализу ситуации;
  • ·         проекты модернизации начальной, основной и старшей школы;
  • ·        проект модернизации системы воспитательной работы (системы управления учащимися);
    • ·       проект информатизации всех систем школы
    • ·         проект модернизации системы управления школой.